Информационная деятельность избирательных комиссий

Информационная деятельность избирательных комиссий

Интервью с Владимиром Кривцовым, начальником отдела совершенствования избирательных технологий Российского центра обучения избирательным технологиями при ЦИК России.

- Владимир Ильич, расскажите, пожалуйста, о конкурсе, который проводился среди избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по информационно-разъяснительной деятельности. Что это был за конкурс, какова была его цель?

- Конкурс среди избирательных комиссий проводился, чтобы выявить лучшую организацию работы в области информационно-разъяснительной деятельности в период проведения выборов депутатов Государственной думы и Президента России. Другая цель – это активизация деятельности избирательных комиссий в этой области и обеспечение условий для эффективной реализации избирательных прав граждан, популяризация демократических принципов участия населения в управлении делами государства, повышения доверия к выборам и избирательной системе.

В конкурсе приняли участие 43 избирательные комиссии в период с 15 сентября 2011 года по 15 мая 2012 года. Конкурсные материалы – это презентационный обзор с иллюстрациями о работе избирательной комиссии в области информационно-разъяснительной работы, состоящий из трех частей: аналитическая, практическая части и выводы с рекомендациями.

- Каковы же результаты?

- В конкурсе победила избирательная комиссия Ростовской области, на втором месте избирательная комиссия Свердловской области и Тверской области, третье место разделили Ставропольский край, Липецкая и Новосибирская области.

Проведенный анализ конкурсных материалов позволил обобщить положительный опыт работы избирательных комиссий в области информационно-разъяснительной деятельности в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации.

- Владимир Ильич, какова законодательная основа организационно-правовой и информационно-разъяснительной деятельности избирательных комиссий? 

- Информационно-разъяснительная деятельность избирательных комиссий проходит во взаимодействии с общественными объединениями, средствами массовой информации, органами государственной власти и органами местного самоуправления и регулируется специальными федеральными законами. Такими, например, как закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации».

Важными каналами правовой регламентации служат и законы об открытости власти в целом, которые также распространяются на избирательные комиссии. Это закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Важны и отдельные положения закона «О средствах массовой информации» и «О политических партиях».

- Появились ли в последнее время какие-то новые правовые акты?

- Безусловно. В канун федеральных избирательных кампаний Президент утвердил Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, вышло постановление Правительства «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы и Президента страны.

В области информирования избирателей большое значение имеют международные нормативные акты. Среди подобных актов следует отметить Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств. Этот документ был подписан в Кишиневе 7 октября 2002 года.

Нужно выделить две статьи этой Конвенции, седьмую и девятнадцатую, согласно которой стороны обязуются формировать единый информационный банк данных результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, данные которого должны предоставляться участникам избирательного процесса, а также международным наблюдателям по их запросам для ознакомления или копирования, внедрять новые информационные технологии, обеспечивающие открытый характер выборов, повышающие степень доверия избирателей к итогам голосования и результатам выборов.

Согласно этим же статьям стороны должны принимать национальные программы гражданского образования и участвовать в разработке и принятии аналогичных межгосударственных программ, обеспечивать условия для ознакомления и обучения граждан и иных участников избирательной кампании избирательным процедурам и правилам, повышения их правовой культуры и профессиональной квалификации организаторов выборов. Достаточно детально в Конвенции определены и права представителей средств массовой информации и телекоммуникаций.

В ряду ведомственных правовых актов в этой сфере особое значение имеют документы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Отдельные положения этих актов регулируют совместные мероприятия ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Федерации. Более того, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации было предписано разработать и принять региональные программы информационно-разъяснительной деятельности в период подготовки и проведения федеральных избирательных кампаний. Таким образом, в совокупности, эти программы составляют единый комплекс мероприятий, осуществляемый всей системой избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов.

- Владимир Ильич, а что включала в себя информационно-разъяснительная деятельность избирательных комиссий при проведении выборов в 2011-2012 годах?

- Эта работа включала в себя два блока. Первый – информационный, который обеспечивает информационное сопровождение деятельности избирательных комиссий и строится на основе календарного плана избирательной кампании.

Второй – разъяснительный блок, который предусматривал одновременную организацию комплекса мероприятий по правовому просвещению избирателей, обучению участников избирательного процесса, разъяснению положений избирательного законодательства и практики его применения всем участникам избирательного процесса. Он базировался на соответствующих разделах программ информационно-разъяснительной работы, принимаемых в субъектах Российской Федерации на основе программы информационно-разъяснительной деятельности ЦИК России.

Опыт региональных избирательных кампаний показал, что большое значение имеет информирование участников избирательного процесса через Интернет, в том числе, путем регулярного наполнения информацией специальных разделов на сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

- Не секрет, что огромную роль в выборах любого уровня играют СМИ. Без этого фактора сегодня вообще трудно себе представить выборы. Как осуществлялось взаимодействие со СМИ?

- Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации осуществляли взаимодействие с региональными, муниципальными, а также с федеральными средствами массовой информации, имеющими представительство в регионах. Практически в каждой конкурсной заявке представлена информация об организации комиссией информационных центров 4-5 декабря 2011 года и 4-5 марта 2012 года. Избирательными комиссиями готовились пресс-туры для СМИ, проводимые в дни голосования, которые стали еще одной формой их взаимодействия со средствами массовой информации. Некоторые комиссии ограничивались взаимодействием лишь с государственными СМИ. Избирательная комиссия Ростовской области, а также многие другие, осуществляли размещение материалов в региональных СМИ на платной основе.

Во время обеих федеральных избирательных кампаний осуществлялось социологическое сопровождение выборов. О взаимодействии с социологическими организациями заявили избирательные комиссии республик Адыгея, Коми, Марий Эл, Татарстана, Краснодарского, Пермского и Ставропольского краев, Белгородской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кировской, Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Ростовской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской и Ярославской областей, города Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Большинство из этих комиссий, получили от социологов результаты опросов общественного мнения, демонстрирующие позитивную оценку избирателями деятельности избирательных комиссий различного уровня, степени их доверия организаторам выборов. Перед началом выборов анализировалась ожидаемая электоральная активность, оценивалась информированность избирателей о предстоящих выборах и эффективность освещения избирательной кампании различными видами средств массовой информации.

- Не меньшее значение имеет и наружная реклама?

- Это традиционная и проверенная временем эффективная избирательная технология. Сегодня имеется большой выбор подобных средств. ЦИК России были подготовлены концепции единого стиля оформления информационно-разъяснительных материалов в рамках проводимых федеральных избирательных кампаний, в том числе разработаны макеты информационно-разъяснительных материалов для их адаптации и размещения в субъектах Российской Федерации.

Особо нужно сказать о работе избирательных комиссии субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают представители коренных народов (Республики Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Марий Эл, Коми, Чеченская Республика, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). В композицию макетов были включены национальные образы, и дублировались текстовые сообщения на национальных языках.

- А как использовались аудио и видеоматериалы?

- По заказу РЦОИТ при ЦИК России было подготовлено 29 видов информационных видеороликов. В них объявлялось об избирательной кампании, о дате и времени голосования, об открепительном удостоверении, избирательном бюллетене, списке избирателей, системе избирательных комиссий, о порядке осуществления избирательных процедур и другие, а также 18 информационных аудиороликов. Это делалось в целях выработки единого стандарта ведения информационно-разъяснительной деятельности в медийном пространстве при проведении федеральных избирательных кампаний. Часть роликов были игровыми, часть – анимационными.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при содействии органов государственной власти и местного самоуправления организовывали трансляцию этих материалов на региональных теле- и радиоканалах и в сети Интернет. 

Во многих регионах трансляции информационных видеоматериалов о федеральных выборах производились на широкоформатных плазменных панелях, размещенных на наиболее оживленных городских улицах, в крупных торговых центрах, высших учебных заведениях, на видеоэкранах в общественном транспорте.

Ряд избирательных комиссий осуществил выпуск собственных информационно-разъяснительных видеоматериалов применительно к различным категориям участников избирательного процесса.

Например, Санкт-Петербургская избирательная комиссия выпустила серию собственных короткометражных информационных видеороликов о федеральных выборах, в том числе, об организации голосования иногородних студентов, об использовании открепительных удостоверений.

Избирательная комиссия Еврейской автономной области подготовила трехминутный фильм о подготовке к выборам, в котором была отражена работа организаторов выборов с инвалидами, а также с молодыми избирателями.

Избирательная комиссия Пензенской области в период подготовки к федеральным выборам организовала трансляцию нескольких видов информационных видеороликов с приглашением принять участие в голосовании.
В Кировской области региональная избирательная комиссия разработала информационно-разъяснительные видеоматериалы с использованием образов народного промысла - Дымковской игрушки.

- Наиболее мощным коммуникативным средством в современном мире является Интернет. С его использованием также проводилась информационно-разъяснительная работа?

- Организаторы выборов признают, что Интернет – это не только один из видов СМИ, но и способ донести информацию о ходе избирательной кампании до большого числа активных избирателей, особенно молодежи. Большинство комиссий регулярно обновляли информацию на своем официальном сайте, размещали баннеры, ориентированные на работу с отдельными категориями избирателей и сотрудничали с новостными интернет-площадками региона.

Некоторые комиссии реализовывали программу информационно-разъяснительной деятельности, делая упор на взаимодействие с интернет-сообществом. А избирательная комиссия Курской области создала интернет-игру по выборной тематике для молодежи.

О создании и регулярном наполнении специальных разделов официального сайта сообщили избирательные комиссии Республики Татарстан, Алтайского, Краснодарского, Красноярского, Пермского и Ставропольского краев, Белгородской, Волгоградской, Ивановской, Иркутской, Курской, Новосибирской, Ростовской, Тамбовской и Ярославской областей, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

- Как проходила работа избирательных комиссий с отдельными категориями избирателей?

Практически все избирательные комиссии, принимая программы информационно-разъяснительной деятельности, отдельно планировали работу с избирателями с ограниченными физическими возможностями. Комиссии создавали специальные разделы на официальных сайтах, чтобы избиратели с ослабленным зрением могли получать оперативную информацию о ходе избирательной кампании. Для тотально слепых избирателей готовились трафареты бюллетеней, напечатанные шрифтом Брайля. А Центральная избирательная комиссия республики Татарстан даже подготовила методическое пособие, напечатанное рельефно-точечным шрифтом Брайля. Эта же комиссия подготовила аудиокнигу о выборах. Избирательная комиссия Тульской области подарила областной библиотеке принтер, изготавливающий материалы шрифтом Брайля.

О подготовке аудиороликов, ориентированных на избирателей с ослабленным зрением или тотально слепых избирателей, сообщили многие региональные избирательные комиссии. Для избирателей с нарушением слуха создавались специальные видеоролики, многие комиссии вели информирование о выборах с дублированием «бегущей строкой».

Избирательные комиссии привлекали к участию в голосовании, в том числе, на избирательных участках избирателей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В Тамбовской области была организована социальная акция «Помоги мне!», целью которой стало увеличение числа избирателей с ограниченными физическими возможностями, проголосовавших на избирательных участках. Волонтеры из числа местной молодежи создавали паспорта маршрутов и помогали избирателям добраться до избирательных участков, которые оборудовались пандусами. Это позволило обеспечить избирательные права граждан с ограниченными физическими возможностями.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, реализуя основные направления федеральной и региональных программ информационно-разъяснительной деятельности, особое внимание уделяли работе с молодежью.

Работа с молодежью осуществлялась по следующим направлениям. Это проведение обучающих мероприятий, информационно-разъяснительная работа с молодежью совместно с государственными и общественными организациями, молодежными избирательными комиссиями, проведение избирательными комиссиями различного уровня встреч, дней открытых дверей, конференций для молодежной аудитории, подготовка и распространение адресной печатной, аудио- и видеопродукции, работа с молодыми избирателями в сети Интернет, организация конкурсных и соревновательных мероприятий.

Особое место в информационной работе с молодыми избирателями занимало использование возможностей сети Интернет, в том числе, развитие специализированных тематических разделов сайтов, интернет форумов для обучения молодых наблюдателей. В этой связи можно отметить работу избирательной комиссии Тверской области, которой на молодежном сайте избирательной комиссии Тверской области www.molodayatver.ru была организована виртуальная Школа молодых наблюдателей – комплексный обучающий и тестирующий комплекс для обучения молодежи в регионе.

По результатам проведенной избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации системной работы в данной области в 2011-2012 годах был достигнут высокий уровень информированности граждан о федеральных избирательных кампаниях. Это способствовало повышению политической культуры избирателей их заинтересованности в участии в выборах, о чем свидетельствует итоговый показатель явки на избирательные участки в день голосования.

Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.