Общественный контроль и современные стандарты открытости в Российской Федерации

Общественный контроль и современные стандарты открытости в Российской Федерации

Открытость решений и деятельности государственных органов Российской Федерации на сегодняшний день является основой для построения эффективных механизмов коммуникации между властью и обществом, развития гражданского общества в стране, привлечения граждан в политику и, как результат, повышения доверия населения к различным политическим институтам. В силу этого вопросы обеспечения открытости имеют особую актуальность и активно дискутируются. Адресная работа в этом направлении проводится на самом высоком уровне: ее осуществляет Министр Российской Федерации по делам Открытого правительства М. Абызов, Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства, при Правительстве Российской Федерации функционирует соответствующий Экспертный совет. 

Отметим, что одним из важнейших инструментов обеспечения открытости решений и деятельности различных институтов, является общественный контроль, принципы которого  закреплены законодательно.  

Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, 21 июля 2014 года подписан Президентом РФ Владимиром Путиным. Указанный нормативный правовой акт устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. 

В соответствии с указанным Федеральным законом, граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные контролеры получают расширенные полномочия для своей деятельности. Предусматривается, что общественный контроль будет осуществляться в виде общественного мониторинга, проверки или экспертизы, а также в форме общественных обсуждений и слушаний.

При этом государственные и муниципальные органы будут обязаны оказывать содействие общественным контролёрам. В частности, органам государственной власти и местного самоуправления вменяется в обязанность предоставлять субъектам общественного контроля информацию о  своей деятельности, имеющей интерес для граждан. Более того, в случаях, предусмотренных федеральными законами, субъекты общественного контроля могут обращаться в суд в защиту прав неопределённого круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений. Результаты общественного контроля (за исключением персональных данных или гостайны) должны быть опубликованы, доступны и открыты для граждан.

Как заявил председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов, «данный закон – это не первый, но и не последний шаг в развитии общественного контроля в России». Основой ему послужил Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Кроме того, М. Федотов отметил рамочный характер № 212-ФЗ, который, по его убеждению, станет базовым для всех законодательных установлений в данной сфере. 

Положительно оценили Федеральный закон и представители Общественной палаты РФ, отметив, что принятие подобного нормативного правового акта является историческим событием не только для России, но и для всего мира, поскольку мировая практика еще не знает примеров существования комплексной основы для организации общественного контроля. 

Кроме того, в соответствии со ст. 17 № 212-ФЗ, Общественная палата Российской Федерации объявила о создании «Российской ассоциации общественного контроля». Основная цель ассоциации будет заключаться в объединении усилий и средств для повышения эффективности общественного контроля, координации деятельности в данной сфере и консолидации профильных структур. Создание ассоциации нашло поддержку и у М.Абызова, который отметил острую необходимость появления подобной структуры-интегратора. В состав ассоциации, помимо вице-президентов, членов президиума и правления, планируется включить представителей общественных советов при федеральных органах исполнительных власти.

Отметим, что под эгидой Открытого правительства давно внедряются механизмы общественного контроля: утвержден Стандарт формирования и работы общественных советов при органах власти для обеспечения их эффективности и независимости, свою работу ведет «Школа общественного контролера» в сфере госзакупок, для контроля за деятельностью субъектов естественных монополий на федеральном и региональном уровнях формируются советы потребителей. 

Для повышения прозрачности деятельности госорганов в системе «Открытое правительство» реализуются такие проекты как «Открытые данные», «Открытое министерство» и «Открытый регион». Разработан и комплексный Стандарт открытости, призванный обеспечить обратную связь органов власти с обществом, сделать понятной работу министерств и ведомств, а также повысить эффективность работы органов власти и качество принимаемых ими решений.


В Стандарте закреплены несколько базовых механизмов обеспечения открытости органов власти, среди которых: принятие планов деятельности на 2013-2018 гг. и публичная декларация целей и задач, публичная отчётность, независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг правоприменения, взаимодействие со СМИ, работа с обращениями граждан, общественных объединений и другие. 

Отметим, что в Стандарт открытости частично вошел проект студентов «Понятное правительство», озвученный ими на форуме «Летний кампус Президентской Академии: образование будущего» в 2013 году. В частности, студенты предложили создать сайт, где законы и нормативно-правовые акты излагались бы на доступном всем языке. В итоге, это предложение вошло в Стандарт открытости отдельным блоком. Как отметил М. Абызов, специальный Интернет-ресурс в настоящее время ещё не реализован, однако уже сейчас госпрограммы переводятся на язык понятных коротких презентаций, которые бы доходчиво демонстрировали, на какие цели расходуются средства федерального бюджета.


Принцип «понятности» получает внедрение и в рамках такого проекта Открытого правительства как «Открытый регион». К его реализации подключились уже 28 субъектов Российской Федерации. Комплекс мер, разработанный и реализуемый в ходе данного проекта, как сообщается, учитывает как общие принципы государственного управления, так и специфику каждого отдельного региона страны. Кроме того, в 14 муниципальных образованиях шести субъектов Российской Федерации действует проект «Открытый муниципалитет»

Наибольшее количество муниципальных образований, участвующих в проекте «Открытый муниципалитет», представляют Тульскую область, опыт которой в данной сфере подробно рассматривался на заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

Так, в рамках проекта «Открытый регион 71» каждый житель пилотных муниципалитетов Тульской области имеет возможность лично общаться с главой своего муниципального образования в ходе проведения «Открытых клубов», на сайте публикуется график встреч глав с населением. В свободном доступе в рамках «Народной карты» находятся электронные паспорта муниципальных служащих и целых районов. Возможности проекта позволяют гражданам получать необходимую информацию о работе органа местного самоуправления, свободно ориентироваться в вопросах реализации социально-экономической политики.


В настоящее время количество открытой информации, размещенной на портале «Открытый регион 71», превысило 400 дата-сетов. Все данные публикуются в машиночитаемом формате. На их основе разработано 11 приложений, в том числе 6 мобильных. Сведения предоставлены 39 органами исполнительной власти региона.

На заседании Комитета Совета Федерации подробно обсуждался и опыт, накопленный в Тульской области с 2011 года в ходе реализации проекта «Народный бюджет». В рамках него происходит интеграция ресурсов областного, муниципального бюджетов и финансовых средств населения для решения общесоциальных задач. По мнению председателя Комитета Совета Федерации Степана Киричука, «реализуемый в области проект «Народный бюджет» позволяет развивать механизмы взаимодействия власти и населения» и повышать уровень доверия к власти. Как отметил министр внутренней политики и развития местного самоуправления Тульской области Владимир Ярошевский, «проект способствует развитию потенциала органов местного самоуправления» и более активному привлечению граждан к их деятельности.


Заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров оценил проекты Тульской области как эффективные программы, работающие на повышение качества жизни граждан, и предложил использовать опыт реализации данных проектов в других субъектах Федерации. 

Надо сказать, что понятной и открытой свою деятельность стремятся сделать и избирательные комиссии Российской Федерации. Особое внимание этой работе уделяет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. В свете задач проекта «Открытое правительство» в 2014 году прошло совещание в ЦИК России с участием Михаила Абызова. На совещании обсуждались вопросы открытости решений и деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации. В частности, было отмечено, что одним из основных инструментов обеспечения открытости избирательных органов является официальный сайт ЦИК России.


В рамках указанного ресурса обеспечен доступ всех пользователей Интернета к результатам голосования по каждой избирательной кампании, документам ЦИК России, сведениям о ходе текущих избирательных кампаний. На совещании высокую оценку с точки зрения обеспечения открытости и прозрачности деятельности избирательных органов получили официальный Интернет-сайт и обучающий портал РЦОИТ при ЦИК России. Все материалы, публикуемые на сайте Центра, доступны пользователям и открыты для комментариев. Реализован также механизм размещения ссылок на указанные материалы в популярных отечественных и зарубежных социальных сетях и блогах.

Руководствуясь положениями  Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав …», ЦИК России продолжает работу по обеспечению максимально свободного доступа к собственным данным и повышению открытости решений и деятельности избирательных органов страны.

Так, на заседании ЦИК России от 30 июля 2014 года было принято решение о дополнении перечня информации о деятельности ЦИК России, размещаемой в сети Интернет в форме открытых данных. Размещению в сети подлежит перечень избирательных комиссий субъектов РФ, подробная информация о результатах выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы ФС РФ, референдумов Российской Федерации и сведения о кандидатах.

Кроме того, с учётом Методических рекомендаций по публикации открытых данных государственными органами, утверждённых Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства, были внесены изменения в Инструкцию по размещению данных  ГАС «Выборы» в сети Интернет. В частности, регламентирован срок для автоматизированной выгрузки из базы данных ГАС «Выборы» на Интернет-сайт ЦИК России сведений о деятельности ЦИК России (в течение трёх дней).

Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.