Парламентские выборы в Индии 2014 года. Часть 2. Краткая характеристика организационно-правовых основ проведения избирательной кампании

Парламентские выборы в Индии 2014 года. Часть 2. Краткая характеристика организационно-правовых основ проведения избирательной кампании

Парламентские выборы в Индии 2014 года. Часть 2. Краткая характеристика организационно-правовых основ проведения избирательной кампании

Горбатова Виктория,
заместитель начальника отдела совершенствования избирательных технологий 
РЦОИТ при ЦИК России, к.п.н.

Выборы в Республике Индия проходят в соответствии с требованиями Конституции страны, а также ряда нормативных правовых документов, основными из которых являются Акт о народном представительстве от 12 мая 1950 г. (регулирует, главным образом, подготовку и актуализацию списков избирателей) и Акт о народном представительстве от 17 июля 1951 года (детально регламентирует все аспекты проведения избирательных кампаний и механизмы разрешения поствыборных споров). 

В случае если избирательное законодательство не регламентирует тот или иной аспект проведения кампании или способ разрешения конфликтной ситуации, возникшей в ходе проведения выборов, решение принимает Верховный суд Индии. Оставшиеся полномочия в данной сфере, согласно Конституции страны, принадлежат Избирательной комиссии Индии (ИКИ).


Отметим, что организующей комиссией для выборов в нижнюю палату индийского парламента (Лок Сабху) является Избирательная комиссия Индии. Состав палаты избирают в 543 избирательных округах (от каждого округа по одному человеку). Границы указанных избирательных округов определяются Независимой комиссией по вопросам разграничения, в чью задачу входит «нарезка» округов таким образом, чтобы они имели сравнительно равную численность населения, сопоставимые географические характеристики и транспортную инфраструктуру.

Изменения в границах избирательных округов в Индии проводятся в соответствии с результатами переписей населения, прежде всего, с целью обеспечения равенства округов по количеству проживающих там граждан. Долгое время подобных корректировок не производилось, вплоть до получения данных переписи населения от 2001 года. В результате этого в стране сложилась явная диспропорция в размерах избирательных округов, когда в самом большом из них проживало порядка 2 500 000 избирателей, а в самом малом – около 50 000 человек . Установление границ избирательных округов, действующих по настоящее время, состоялось 31 декабря 2003 года.

Принять участие в голосовании на выборах в Индии могут только те граждане, чьи данные внесены в списки избирателей. Обычно указанные списки пересматриваются ежегодно с тем, чтобы включить туда лиц, которым на 1 января текущего года исполнилось 18 лет, граждан, покинувших территорию избирательного округа, либо прибывших в округ, а также умерших избирателей. 

© WSJIndia

Если гражданин обладает активным избирательным правом, но не обнаружил своего имени в списке избирателей, он вправе обратиться к Уполномоченному по регистрации в своем округе, который и обновит список. Внесение изменений в списки избирателей прекращается только на время избирательной кампании, сразу после завершения процесса выдвижения кандидатов. 

Согласно данным Интернет-ресурса Избирательной комиссии Индии (ИКИ), в 1998 году было принято «историческое решение» полностью перевести избирательные списки страны в компьютерную форму. По завершении данной работы, организаторами выборов были получены качественные списки, включающие в себя, в том числе, фото каждого гражданина и номер его ID-карты . Важно отметить, что печатные копии указанных списков, равно как и их копии на дисках, находятся в свободной продаже; они также доступны всем желающим на сайте ИКИ в сети Интернет (www.eci.nic.in). Кроме того, для общефедеральных и региональных политических партий Индии изготавливаются бесплатные копии списков избирателей.

Определяя период проведения парламентских выборов в стране и конкретные даты голосования, ИКИ принимает во внимание погодные условия, сельскохозяйственные циклы посадки культур и сбора урожая, графики сдачи экзаменов в школах (поскольку многие школы используются в качестве избирательных участков, а учителя, работающие там, принимают активное участие в организации голосования в качестве членов избирательных комиссий), религиозные и общественные праздники.

После объявления ИКИ старта избирательной кампании, вступает в силу Модельный кодекс поведения на выборах кандидатов и политических партий, который имеет целью создать консенсусную базу для проведения голосования, избежать конфликтов и столкновений между политическими партиями и их сторонниками. 

В указанный Модельный кодекс включены общие рекомендации относительно того, как политические партии и кандидаты должны вести себя во время избирательной кампании. Кодекс также предписывает правящим партиям как на уровне всей Индии, так и на уровне ее регионов, вести свои кампании таким образом, чтобы исключить появление жалоб на злоупотребление ресурсами и официальным положением в целях своей избирательной кампании. 

На период проведения избирательной кампании, решением ИКИ, все национальные и региональные партии страны имеют свободный бесплатный доступ к государственным электронным медиа. Общее количество времени, предоставляемого на государственных теле- и радиоканалах для партийной агитации, составляет более 122 часов. Лимит времени для каждой политической партии включает в себя базовый лимит и дополнительное время, размер которого определяется исходя из ее электоральных успехов на предыдущих выборах.


Для обеспечения открытости избирательной кампании индийские власти предоставляют СМИ широкие возможности по освещению хода волеизъявления граждан. Журналисты получают специальные пропуска, которые дают им возможность не только присутствовать на избирательном участке в день голосования, но и иметь доступ в помещение, где непосредственно происходит подсчет голосов.

Своим решением ИКИ назначает большое количество наблюдателей, которые должны следить за тем, как проходит голосование граждан. В их полномочия также входит проверка количества финансовых ресурсов, затраченных политической партией или отдельным кандидатом на избирательную кампанию.


  1. Подробнее об организационно-правовых основах проведения избирательных кампаний всех уровней в Индии читайте в сборнике «Современные избирательные системы. Вып. 5: Индия, Ирак, Уругвай, ЮАР» (под науч. ред.  А.В. Иванченко, В.И. Лафитский), М.: РЦОИТ, 2010.
  2. The Function (Electoral System) [Электронный ресурс]. // Election Commission of India [сайт]. 2014. URL: http://eci.nic.in/eci_main1/the_function.aspx# (дата обращения – 05.05.2014).
  3. Подробнее об ID-картах индийских граждан и работе Избирательной комиссии Индии в данной области читайте в материале «Визит делегации Избирательной комиссии Индии», опубликованном в «Журнале о выборах», № 6, 2012.
Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.