12 июля в эфире радиостанции «Эхо Москвы» вышел пилотный выпуск нового цикла передач об избирательных системах стран «большой восьмерки» – «Их выбор».
Отрадно отметить сам факт того, что российских и зарубежных журналистов заинтересовала столь тонкая и специфическая тема как вопросы организации и проведения выборов в странах с богатыми демократическими традициями. Странах, по праву считающимися родоначальниками демократического парламентаризма, но не считающих зазорным учиться у других стран, в том числе у России.
Так, до 2000 года в Великобритании по сложившейся традиции вопросами организации и обеспечения выборов занималось Министерство внутренних дел. Однако российский опыт создания специального национального выборного органа – ЦИК России, успешная практика ее работы, а также эффективные наработки по созданию системы избирательных комиссий в Российской Федерации позволили английским парламентариям отказаться от устоявшейся практики: после изучения российских особенностей организации контроля за обеспечением избирательных прав и условий финансирования избирательных кампаний в Великобритании в 2000 году была создана Избирательная комиссия, подотчетная парламенту, члены которой назначаются королевой по предложению нижней палаты парламента на срок до 10 лет. Любопытно, что членам этой комиссии запрещено состоять в какой-либо политической партии (в России пока такого запрета законодательство не содержит).
Роднит наши избирательные системы и проблема мониторинга СМИ. Как стало известно радиослушателям, проблема обеспечения равенства условий доступа кандидатов и партий к электронным СМИ есть и в Великобритании, где «неравенство» между участниками избирательного процесса предусмотрено самим законодательством – преимущество там имеют крупные партии. Не решены в Великобритании также вопросы законодательного регулирования контроля за освещением избирательных кампаний средствами массовой информации в период выборов.
Должен отметить, что идея цикла программ об особенностях избирательных система «большой восьмерки» заслуживает всяческой поддержки хотя бы потому, что в избирательной сфере каждая из этих стран стремится максимально сохранить свою национальную специфику законодательного регулирования. Например, Великобритания отказалась выполнять решения Европейского суда по правам человека, направленные на создание законодательных гарантий избирательных прав граждан, отбывающим наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и отказывает им в праве принимать участие в голосовании.
В заключении хотелось бы выразить надежду, что инициатива российских журналистов не ограничиться только зарубежным опытом, и они обратят самое пристальное внимание на уже имеющийся отечественный опыт правового регулирования выборов.
Доктор юридических наук,
Руководитель РЦОИТ при ЦИК России
А.В. Иванченко