Размер:
AAA
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Избирательное законодательство и выборы в 1937-1987 гг.

  •  56203
В. П. Журавлев, председатель Избирательной комиссии Ленинградской области, кандидат юридических наук
В. В. Фортунатов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Петербургского государственного университета путей сообщения

Избирательное законодательство и выборы в 1937-1987 гг.


5 декабря 1936 года была принята Конституция Союза Советских Социалистических Республик . В Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 года, было записано: «Все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав». Отдельными статьями гарантировалось соблюдение избирательных прав женщин и военнослужащих. Предусматривалось избрание депутатов «по избирательным округам», но право выдвижения кандидатов было предоставлено лишь общественным организациям и «обществам трудящихся».



В соответствии с новым Основным законом предстояло организовать и провести выборы в новые Советы всех уровней, начиная с местных советов и заканчивая Верховным Советом СССР. При проведении новой избирательной кампании предстояло внедрить немало новшеств в реализацию права граждан избирать и быть избранными.

Представляется любопытным следующий факт. Оказывается, что ЦК ВКП(б) в ноябре 1936 года вступил в переписку с американской фирмой «Omatig Woutng machin korporeichen», которая являлась единственным производителем автоматов для голосования. Вице-президент корпорации Ф. Гриффен Рассел в ответ на письмо А.И. Микояна сообщал: «Мы только недавно узнали, что Вы были в США в прошлом году. Мы были бы очень счастливы показать Вам новую автоматическую машину для голосования». Американцы хотели сбыть свой товар и считали, что появление таких машин для голосования в СССР стало бы ещё одним доказательством развития демократии в Стране Советов. Но не случилось, так как сталинское руководство решило не покупать новинку. Как по техническим, так и по политическим причинам. Процесс выборов должен был проходить под полным контролем.

На заседании ЦИК СССР в июле 1937 года было утверждено Положение о выборах в Верховный Совет. Этот документ соответствовал ст. 132-142 главы 11 Конституции СССР. На организацию и проведение выборов были выделены 88,5 млн. рублей.

В соответствии с новой Конституцией СССР избирательная система менялась самым радикальным образом. Требование прямых, всеобщих, равных и тайных выборов в Учредительное собрание передовая революционная общественность выдвигала ещё в дореволюционный период. В дореволюционных правительственных кругах это требование между собой называли «проклятая четырёххвостка». С 1918 по 1936 год у власти находились настоящие, как они сами себя считали, пролетарские революционеры. Но почти двадцать лет выборы оставались многоступенчатыми, не всеобщими, не равными и открытыми. Теперь должны были наступить совершенно новые времена.

Во-первых, предстояло перейти от многоступенчатых выборов к прямым.

Во-вторых, отменялись ограничения классового характера и провозглашалась всеобщность выборов (ст. 139). Категория «лишенцев» отходила в историю.

В-третьих, голоса избирателей стали равными, то есть каждый гражданин имел один голос (ст. 136).

В-четвертых, голосование стало тайным (ст. 140). Даже обсуждался вопрос об использовании машин для голосования.

В соответствии со статьёй 135 Основного Закона СССР избирать и избираться могли лица, достигшие 18 лет. Но в высшие органы государственной власти СССР и союзных республик могли быть избраны только лица, достигшие 23 лет и 21 года соответственно. Впоследствии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1945 года «О возрастном цензе для граждан, избираемых в Верховный Совет» ценз пассивного избирательного права, то есть права быть избранным, был повышен.

Сталинское руководство декларировало факт построения социализма в СССР в основном, что коренным образом изменило социально-политическую ситуацию в стране и позволило внести кардинальные изменения в избирательную систему СССР.

По-прежнему не могли участвовать в выборах умалишенные. Отстранялись от выборов и лица, осужденные судами с лишением избирательного права в качестве факультативного наказания (ст. 135). За избирательное право в 1918-1936 годах люди упорно боролись, и лишение избирательного права судом представлялось советской юстиции существенным наказанием. Статьи Уголовного кодекса о поражении в правах (поражение политических и отдельных гражданских прав п. "д" ст. 20 УК РСФСР 1926 года) и лишении избирательных прав (п. "а" ст. 31 УК РСФСР 1926 года) сохранялись ещё на протяжении двух десятилетий . Данная норма была отменена Законом СССР от 25 декабря 1958 года "Об отмене лишения избирательных прав по суду" . 


Постановлением ЦИК СССР от 16 октября 1937 года уточнялось, что лица, находящиеся под следствием и содержащиеся под стражей, не включаются в избирательные списки. Позднейшим Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1945 года «О внесении в списки избирателей лиц, имеющих судимость и находящихся под следствием» разъяснялось, что в списки избирателей вносятся лица, находящиеся под следствием, но не содержащиеся под стражей, если они не лишены избирательных прав.

Не принимали участия в голосовании граждане СССР, находящиеся за границей. Если совет трудящихся, составлявший списки избирателей, не мог установить точную дату рождения лица, достигавшего в 1937 г. совершеннолетия, то ею считалось 1 января.

Выборы депутатов обеих палат Верховного Совета СССР – Совета Союза и Совета Национальностей – проходили по избирательным округам, нарезка которых осуществлялась Президиумом Верховного Совета СССР. Это делалось на основании статей 34, 35 Конституции СССР. В основу выборов депутатов Верховного Совета СССР создатели новой избирательной системы положили мажоритарную систему. Победителю предстояло набрать абсолютное большинство голосов избирателей. 

Избирательный округ, по которому избирались депутаты в Совет Союза, должен был иметь население в 300000 человек. В соответствии со статьей 21 интересы почти 1/3 миллиона сограждан представлял один депутат. Население в разных регионах тогдашнего СССР состояло из жителей разного возраста. Пропорции между возрастными группами были разными. В силу этого обстоятельства число избирателей, обладавших активным избирательным правом, могло существенно отличаться от округа к округу. Тем самым принцип равного избирательного права фактически нарушался.

Выборы в Совет Национальностей производились по другой системе. В каждой союзной республике создавалось 25 округов и соответственно избиралось 25 депутатов. В автономных республиках было по 11 избирательных округов и по 11 депутатов. От автономных областей избиралось по 5 депутатов, а от национальных округов по одному депутату. Такой порядок определяла статья 22 Конституции СССР.

Такое распределение депутатов по национальным территориальным образованиям также вызывало вопросы. Почему разные по числу жителей одинаковые субъекты Союза оказывались представленными равным числом депутатов? Почему РСФСР получило большинство мест в Совете Национальностей, имея в своем составе большинство автономных республик, автономных областей и все национальные округа? Мыслей по поводу огрехов в избирательной системе было немало, но публично свои сомнения высказывать было, мягко говоря, не принято. Как и задавать лишних или неудобных вопросов.

В результате принцип формирования Верховного Совета СССР оказался смешанным, сочетавшим как принцип представительства субъектов Союза, так и национальный принцип.


Одновременно с указом о назначении дня выборов для всеобщего ознакомления в обязательном порядке публиковался список избирательных округов. За 45 дней до выборов Положением предусматривалось образование избирательных участков, на которые возлагалась собственно организация процедуры голосования: прием избирательных бюллетеней у избирателей и подсчет голосов (ст. 27). Избирательные участки создавались как для выборов депутатов Совета Национальностей, так и для выборов депутатов Совета Союза. Центральное руководство стремилось, чтобы один избирательный участок находился в пределах одного избирательного округа. Если избирательный участок оказывался административно-избирательной единицей по выборам депутатов в обе палаты, то ему присваивался двойной номер.

На территории избирательного участка максимальное число проживавших жителей составляло 2000-2500 человек. Минимальное число жителей на территории избирательного участка было связано с географическими, территориально-административными особенностями местности. В сельской местности территория избирательного участка обычно совпадала с территорией сельсовета, на которой проживало не более 2000 человек, но не меньше 500 (ст. 28). Такими поселениями были деревни, кишлаки, аулы. В городских районах на один участок приходилось от 1500 до 2500 жителей (ст. 30). В отдаленных восточных и северных районах, где преобладали мелкие поселения, допускалась организация избирательных участков с количеством населения не менее 100 человек (ст. 31). В ходе выборов было разрешено образование избирательных участков в труднодоступных селениях с числом жителей от 50 до 100 человек.

Избирательное законодательство 1937 года стремилось максимально приблизить пункты для голосования к месту жительства избирателей. Голосование могло осуществляться только персонально и лишь в специально предназначенном для этого помещении. Не допускалась предварительная подача голосов или голосование с помощью передвижных урн. Все граждане СССР, зарегистрированные в качестве избирателей, должны были лично принять участие в выборах.

Для организации и проведения выборов по всей стране создавались избирательные комиссии. Они составляли единую систему общественных органов и формировались из представителей трудовых коллективов и общественности. Высшим звеном в системе избирательных комиссий СССР являлась Центральная избирательная комиссия (ЦИК). В неё входили представители общественных организаций. ЦИК составляя из двенадцати рядовых членов, председателя, его заместителя и секретаря. Состав Центральной избирательной комиссии в соответствии с Положением о выборах в обязательном порядке утверждался Президиумом Верховного Совета СССР одновременно с объявлением дня выборов (ст. 34, 35.).

Полномочия ЦИК исчерпывающим образом прописывались законодателем: наблюдение за соблюдением избирательного законодательства в ходе выборов, регистрация избранных депутатов, установление формы документации, связанной с избирательным процессом. К компетенции Центральной избирательной комиссии относилось также рассмотрение жалоб граждан на неправомерные действия нижестоящих избирательных комиссий.

Выборная кампания, особенно проводившаяся впервые в соответствии с новой Конституцией СССР, рассматривалась как наиболее важное политическое событие, определяющее жизнь страны на последующий период. Поэтому Положение о выборах предусматривало различные санкции, применяемые при нарушении избирательного законодательства. При препятствовании осуществлению активного и пассивного избирательного права виновный подлежал лишению свободы на 2 года. Строгая мера ответственности определялась для должностных лиц, обвиняемых в подделке документов, - 3 года лишения свободы. В качестве первой инстанции разрешения спора выступал исполком соответствующего местного Совета депутатов трудящихся. В случае несогласия с решением исполкома гражданин мог обратиться в народный суд. Суд принимал решение в открытом судебном разбирательстве и это решение являлось окончательным.

Низшим звеном в системе избирательных комиссий были участковые комиссии, состоявшие из представителей общественных организаций и общественных объединений трудящихся. Состав данных комиссий (7-11 чел.) утверждался городским или районным Советом депутатов не позднее, чем за 50 дней до выборов. К их функциям относились организация явки избирателей, прием и подсчет избирательных бюллетеней. Деятельность избирательных комиссий осуществлялась на коллегиальной основе. Все вопросы решались простым большинством голосов. Кворумом заседания являлось присутствие не менее половины членов комиссии.

Для проведения выборов в Совет Союза и Совет Национальностей создавались окружные избирательные комиссии, состав которых утверждался Советом депутатов трудящихся краев и областей не позднее 55 и 50 дней до выборов соответственно. В республиках, не имеющих областного деления, данную функцию должен был выполнять Президиум Верховного Совета республики (ст. 42). К полномочиям этих комиссий было отнесено: наблюдение за своевременной организацией избирательных участков, составление списков избирателей, регистрация кандидатов, подсчет голосов на уровне округа, выдача депутату удостоверения об избрании (ст. 44).

Статус нижестоящих избирательных комиссий зависел от палаты Верховного Совета, выборы в которую они проводили. Избирательные комиссии союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов по выборам в Совет Национальностей, как и ЦИК, создавались из представителей общественных организаций. Их состав утверждался Президиумом Верховного Совета соответствующего уровня за 50 дней до выборов (ст. 37, 38). Кроме председателя, заместителя и секретаря они включали 6-10 рядовых членов (ст. 39). К их компетенции относились вопросы наблюдения за исполнением закона на выборах и рассмотрение жалоб трудящихся о нарушении избирательного законодательства на соответствующей территории.

Право выдвижения кандидатов в депутаты Верховного Совета закреплялось за общественными организациями всех уровней (центральных, республиканских) и за общими собраниями трудящихся, служащих и военнослужащих (ст. 57). Регистрация кандидатов проходила в окружных комиссиях при предоставлении протокола собрания, выдвинувшего кандидата, заверенного членами президиума, и заявления кандидата в депутаты о согласии баллотироваться по данному избирательному округу.
Отказ избирательной комиссии в регистрации кандидата мог быть обжалован в вышестоящую комиссию в двухдневный срок. Последней инстанцией в разрешении споров, связанных с данным этапом избирательного процесса, являлась Центральная избирательная комиссия (ст. 63, 64).

Выдвинувшие кандидатов организации, обладали правом агитировать за него. Перечень форм, методов агитации, закрепляемый законодателем, не являлся исчерпывающим: проведение собраний, использование печатных средств и иное (ст. 70). Было запрещено проведение агитации в день голосования, который в соответствии с Положением назначался Президиумом Верховного Совета СССР за два месяца.

Голосование должно было проходить с 6 до 24 часов по местному времени. Подтверждая принцип прямого волеизъявления граждан, закрепленный в Конституции, Положение определяло, что каждый избиратель реализовал свое активное избирательное право самостоятельно, непосредственно являясь на избирательный участок.

На избирательных участках избиратель получал избирательный бюллетень, мог познакомиться с информацией о кандидатах в депутаты. Затем избиратели уединялись в кабинах для голосования. Очень многие в кабины не заходили, опасаясь, что их уединение может представлять интерес для представителей НКВД. Под контролем этой организации и проводились все выборы.


Многие приходили голосовать к открытию избирательных участков. Эту привычку десятки миллионов советских людей сохраняли на протяжении всей своей жизни.

Ровно в 24.00 голосование завершалось. Члены избирательной комиссии под руководством председателя вскрывали ящики для голосования и начинали подсчет бюллетеней. Подсчет осуществлялся вручную. Избирательные бюллетени раскладывались в соответствии с волей избирателей, которая была на этих бюллетенях зафиксирована. Избирательные бюллетени признавались недействительными в случае, если оказывались неустановленного образца либо поданы без конверта, и в том случае, если число кандидатов, отмеченных в них, превышало необходимое (ст. 90). По завершении подсчета либо получения данных нижестоящих избирательных комиссий членами комиссий оформлялись два протокола: один по выборам Совета Союза, другой - Совета Национальностей.

Победившим признавался кандидат, набравший более половины всех действительных голосов, поданных в округе. Советское избирательное законодательство формально допускало возможность регистрации в одном округе нескольких кандидатов и ситуацию, при которой ни один из них (или единственный кандидат) не получит абсолютного большинства голосов. В том случае, если из числа нескольких кандидатов ни один не наберет абсолютного большинства, закон предписывал произвести «перебаллотировку» с участием двух кандидатов, получивших ранее наибольшее число голосов. Если на выборах баллотировался единственный кандидат, и он не набирал требуемого большинства голосов, следовало назначить повторные выборы.

Если в итоге голосования ни один из кандидатов не получал абсолютного большинства голосов (50 % + 1 голос), соответствующая окружная комиссия отмечала данный факт в протоколе и одновременно объявляла перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов. За этим следовало назначение дня перебаллотировки, проводимой по истечении двухнедельного срока после первого тура выборов. Если явка избирателей составляла менее 50% от общего числа зарегистрированных, то голосование считалось недействительным и назначались новые выборы. Перебаллотировка кандидата в депутаты, равно как и новые выборы, проходили по спискам избирателей, составленным для первого тура (ст. 109).

Конституция СССР и Положение о выборах в Верховный Совет СССР не исключали проведения выборов на альтернативной основе. Правящая партия полностью контролировала все общественные организации. На собраниях рядовых граждан теоретически могли выдвигаться кандидаты, не получившие соответствующего предварительного одобрения со стороны партийных органов.

Членов ВКП(б) в стране к 1937 году было не так уж много. Заполнять все депутатские места в Советах всех уровней было бы совсем не умно. Поэтому, начиная с первой избирательной кампании 1937 года, была предложена идея о выдвижении в каждом избирательном округе одного кандидата как представителя блока коммунистов и беспартийных. «Выставлять кандидатов от коммунистов отдельно от беспартийных нет необходимости, так как у компартии единственной и главной целью являются интересы всех трудящихся, и поэтому кандидаты от партии и беспартийных будут совпадать, потому что совпадают их интересы», - говорил И.В. Сталин. Свою роль, возможно, сыграло то обстоятельство, что в 1935-1936 годах в Испании, Франции, Чили стала реализоваться идея широкого Народного фронта. Объединение демократических сил было призвано остановить нарастание фашистской угрозы, было поддержано VII конгрессом Коммунистического Интернационала, прошедшим в 1935 году.

Можно предположить, что идея избирательного блока коммунистов и беспартийных была выдвинута с учётом реальностей внутриполитической жизни СССР периода 1936-1938 годов, который получил название «ежовщины». Значительная часть населения видела, что в большом количестве арестовывались и приговаривались к высшей мере наказания начальники разного уровня, которые являлись коммунистами и занимали руководящие посты. Авторитет ВКП(б) вряд ли сохранялся на прежнем уровне в результате такого массового самоистребления. Блок коммунистов и беспартийных можно рассматривать как советскую разновидность или вариант народного фронта . В Верховный Совет СССР в 1937 году были избраны 855 коммунистов и 288 беспартийных Среди депутатов были лучшие стахановцы, зачинатели борьбы за высокую производительность труда – Стаханов, Дюканов, Виноградова, Кривонос, Сметанин, Гудов. В одном зале заседаний с ним находились выдающиеся деятели науки и искусства: академики Комаров, Бах, писатель-академик А. Толстой, М. Шолохов, композитор У. Гаджибеков, артисты Москвин, Корчагина-Александровская. В составе Верховного Совета СССР были партийные, советские, хозяйственные и работники общественных организаций, военнослужащие. В составе Верховного Совета СССР было 189 женщин, 13 депутатов в возрасте до 20 лет, 84 депутата в возрасте до 25 лет.

Выдвижение одной согласованной кандидатуры от «нерушимого блока коммунистов и беспартийных», по мнению многих специалистов, изменило саму сущность избирательного права. В Конституции СССР законодательно были закреплены равные, альтернативные, прямые выборы. Фактически избирателям предлагалось сказать «да» или «нет» тому или иному единственному кандидату, одобрить или не одобрить в лице этого кандидата политику советского государства. Фактически выборы превращались в плебисцит или референдум. Выборы перестали быть выборами, так как не предоставляли возможности выбора из нескольких кандидатов наилучшего представителя для работы в советах разного уровня.

В избирательной кампании 1937 года явно просматривается несколько этапов. Сначала проходила подготовительная работа по организации избирательного процесса. Это был первый этап. Начало второму этапу было положено опубликованием закона о выборах в Верховный Совет и назначением даты голосования. Развернулся процесс выдвижения кандидатов на собраниях рядовых граждан. Завершающий этап составляли само голосование, подсчет голосов, подведение итогов и их обнародование.

Участие в выборах после принятия Сталинской Конституции стало рассматриваться как "почетная обязанность" всех граждан СССР, как "гражданский долг" и «почетное право». Так, например, в традиционных обращениях ЦК ВКП(б) ко всем избирателям в связи с выборами в Верховный Совет СССР, например от 7 декабря 1937 года, подчеркивалось, что: «Не должно быть ни одного избирателя, который не использует своего почетного права избирать депутатов в Верховный орган Советского государства. Не должно быть ни одного активного гражданина, который бы не считал своим гражданским долгом содействовать участию всех без исключения избирателей в выборах в Верховный Совет» . В последующих обращениях в 1946 и 1950 годах эта новелла была откорректирована и из текста изъяли упоминание о «гражданском долге» .

С введением в действие Конституции СССР 1936 года, был принят новый закон «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик» (от 19 августа 1938 г.) . Закон объявлял гражданами СССР всех лиц, которые состояли к 7 ноября 1917 года в подданстве Российской империи и не утратили советского гражданства, а также лиц, которые приобрели советское гражданство в установленном законе порядке. Вместе с тем, законом устанавливалось, что все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства. Таких лиц могло быть много, по некоторым оценкам, сотни тысяч. Не стоит забывать, что в России проживало и значительное количество кочевых народов, которые никогда не формализовали свое отношение с государством. Лица, не имевшие законно приобретенного гражданства, не могли участвовать в выборах.

Кардинальное изменение самого порядка и характера выборов в высшие органы государственное власти подавалось высшим руководством страны и агитационно-пропагандистским аппаратом как огромный шаг, качественный скачок в развитии советской демократии.

«Это действительно всенародный праздник наших рабочих, наших крестьян, нашей интеллигенции. Никогда в мире еще не бывало таких действительно свободных и действительно демократических выборов, никогда! История не знает такого другого примера. Дело идет не о том, что у нас будут выборы всеобщие, равные, тайные и прямые, хотя уже это само по себе имеет большое значение. Дело идет о том, что всеобщие выборы будут проведены у нас как наиболее свободные выборы и наиболее демократические в сравнении с выборами любой другой страны в мире», - с большим подъемом и даже пафосом говорил И.В. Сталин, выступая на митинге избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 11 декабря 1937 года .

Выборы в Верховный Совет СССР проходили 12 декабря 1937 года, а в Верховные советы союзных и автономных республик 26 июня 1938 года .


Подавляющая часть граждан СССР точно исполняла требования властей. В стране изучалась Конституция СССР, были созданы кружки по изучению избирательного законодательства, проводились предвыборные собрания, митинги, демонстрации, принимались резолюции, приветствующие выборы и т. д. Среди избирателей было немало людей, критически воспринимавших первые советские выборы, проводившиеся по «демократическим» правилам. Но они предпочитали помалкивать.

В помещениях избирательных участков имелись места для регистрации избирателей, комната ожидания, помещение, где находились кабины для голосования, а также отдельное помещение, где размещались урны для бюллетеней. На многих участках были медицинский пост и детская комната. Члены избирательных комиссий дежурили в комнате ожидания, у избирательного ящика, кабин, осуществляя полный контроль за процессом голосования. Помимо членов комиссий, бюллетени выдавали специально назначенные регистраторы.

«Наш избирательный закон от первой до последней строчки пронизан заботой об избирателе, заботой о том, чтобы помочь избирателю осуществить свои политические права. В этих целях закон предусматривает создание избирательных участков в отдельных малонаселенных пунктах, на кораблях дальнего плавания, в поездах железных дорог, в больницах, родильных домах, мелких войсковых частях. Наш избирательный закон предусматривает точное и своевременное составление списков избирателей, предоставляет избирателю широкие возможности добиваться устранения всяких неточностей и злоупотребления при составлении списков. Закон с особой тщательностью охраняет права советских избирателей и карает за всякую попытку ущемления прав гражданина нашей родины, откуда бы эта попытка не исходила», - с очевидным пафосом говорилось в одной из многочисленных пропагандистских брошюр, которые выходили в период избирательной кампании .

Обстановка, в которой проходили выборы, производила особенно сильное впечатление на жителей деревни и представителей городских низов, пожилых и малограмотных людей. Запоминались поездки на санях, грузовиках и, конечно, легковых автомобилях. В дни выборов работали буфеты. Обстановка была праздничной.

Всего в 1937 году в СССР зарегистрировано 94138159 избирателей, из них 96, 8% приняло участие в голосовании. Успешное завершение кампании по выборам депутатов Верховного Совета СССР наглядно продемонстрировало возможность формального использования демократических институтов в интересах правящего режима.

В течение 1937 года на основе Конституции СССР 1936 года были приняты конституции союзных республик. Конституция РСФСР была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 года. Положение о выборах в Верховный Совет РСФСР было утверждено IV сессией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета XVI созыва 16 февраля 1938 года .


Глава «Избирательная система» Конституции РСФСР 1937 года почти дословно повторяла текст соответствующей главы союзной Конституции.

Верховный Совет был однопалатный и избирался по избирательным округам сроком на 4 года по норме: один депутат на 150 тысяч населения.  
Верховные Советы Автономных республик избирались гражданами республик сроком на 4 года по нормам представительства, устанавливаемым Конституциями этих республики.

Выборы в Советы депутатов трудящихся РСФСР производились по избирательным округам по следующим нормам:
  • краевого, областного Совета, в зависимости от размеров края или области, - один депутат не менее чем от 1500, и не более чем от 60000 человек населения;
  • областного Совета автономной области, в зависимости от размеров автономной области, - один депутат не менее чем от 1500, и не более чем от 3500 человек населения;
  • окружного Совета национального округа, в зависимости от размеров национального округа, - один депутат не менее чем от 300, и не более чем от 3000 человек населения;
  • окружного Совета административного округа, в зависимости от размеров административного округа, - один депутат не менее, чем от 500, и не более, чем от 10000 человек населения;
  • районного Совета - один депутат от 1000 человек населения; в районе с населением до 25000 человек избирается 25 депутатов; в районе с населением свыше 60000 человек избирается не более 60 депутатов;
  • городского Совета и районного Совета в городах, в зависимости от размеров города или городского района, - один депутат не менее, чем от 350 человек населения, и не более, чем от 1000 человек населения; в городе и в городском районе с населением до 12000 человек избирается 35 депутатов;
  • городских Советов в городах Москве и Ленинграде - один депутат от 3000 человек населения;
  • сельского и поселкового Советов - один депутат от 100 человек населения; в селах (станицах, деревнях, аулах) и поселках с населением до 1000 человек избирается 9 депутатов, а с населением свыше 2500 - не более 25 депутатов (ст. 145).
Во всём остальном избирательная система РСФСР имела те же достоинства и недостатки, что и союзная.

«Эти выборы имеют большое значение потому, что Российская Федерация является ведущей республикой СССР и все остальные республики будут держать равнение на неё.

Верховный Совет РСФСР – это высший орган государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, являющейся одной из 11 союзных республик, самой большой, самой передовой, первой поднявшей победоносное знамя борьбы и восстания против царизма, против буржуазии, поведшей за собой трудящиеся массы рабочих и крестьян всех остальных республик Союза.

РСФСР является республикой, которая занимает особое место среди всех других союзных республик, как первая среди равных», - объяснял значимость выборов в РСФСР в инструктивном докладе на совещании членов избирательных комиссий г. Москвы и Московской области 3 мая 1938 года А.Я. Вышинский . В частности докладчик обратил внимание на важность правильного составления списков избирателей, на безошибочность указания фамилий, имен, отчеств, возраста, местожительства избирателейВ Москве было несколько десятков тысяч Ивановых, в том числе чуть ли не 15 тыс. Иванов Ивановичей Ивановых.

Партийно-государственное руководство страны изменило избирательную систему вполне осмысленно. Надо было предъявлять обществу успехи в деле построения социализма. В экономической сфере предъявлялись тысячи новых заводов. Коллективизация проходила тяжело, но с 1935 года карточная система была отменена. В политической сфере предпринимался крупный шаг на пути развития советской демократии. 


Партийно-государственное руководство исходило из твёрдого убеждения: социальный состав советского общества к середине 30-х годов качественно изменился. Представители эксплуататорских классов были полностью истреблены, а крестьяне-единоличники составляли незначительный процент населения. Кулаки и члены их семей находились в специальных поселениях в отдаленных местностях. Изменившаяся социально-экономическая ситуация в стране позволяла отказаться от избирательной системы, действовавшей с 1918 года и перейти к всеобщим равным и прямым выборам при тайном голосовании. В число лиц, лишённых права избирать и быть избранными, попали только признанные в установленном порядке умалишенными. Действующая же Конституция РФ лишала избирательного права и лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суд.

Все союзные и республиканские советские Конституции четко закрепляли и формулировали главные принципы советского государственного строительства. Они состояли в том, что вся власть в стране принадлежала трудящемуся народу в лице Советов, то есть выборные представительные органы составляли основу государства и им подчинялись все другие государственные органы.

В известной песне «Широка страна моя родная» И.О. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача были куплеты, посвященные Конституции 1936 года:

За столом у нас никто не лишний,
По заслугам каждый награжден.
Золотыми буквами мы пишем
Всенародный сталинский закон.
Этих слов величие и славу
Никакие годы не сотрут:
Человек всегда имеет право
На ученье, отдых и на труд.

В идеологической, агитационно-пропагандистской работе ведущее место заняло изучение советской Конституции 1936 года, её действительных и мнимых преимуществ перед конституциями зарубежных стран.

На протяжении 1937 – 1939 годов посредством формальных выборов была выстроена система представительных учреждений советского государства, основы «советской демократии».


После Великой Отечественной войны власти использовали ту же модель последовательной организации избирательных кампаний, при которой Советы разного уровня избирались не одновременно, а поэтапно: сначала союзные структуры, затем – республиканские и, наконец, региональные. Таким образом, граждане СССР практически ежегодно участвовали в выборах различных Советов.

По сравнению с довоенными «положениями о выборах» несколько увеличили возрастной ценз депутатов Верховных Советов: Союзного – с 18 лет до 23 года, а республиканских – до 21 года. Важным представляется нововведение, допускавшее голосование не в помещении избирательного участка, а по месту жительства с использованием «избирательного ящика уменьшенного размера».

В 1946 году к выборам депутатов Верховного Совета СССР впервые допустили советских граждан, находящихся за пределами Союза – военнослужащих частей Красной Армии и Военно-Морского Флота. Выборы в Верховный Совет СССР второго созыва проходили 10 февраля 1946 года на основании «Положения о выборах в Верховный Совет СССР», утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1945 года.


Выборы в Верховный Совет СССР в 1950 года происходили на основе избирательного закона от 9 января 1950 года. На основании этого же закона проводились выборы и в Верховный Совет СССР четвертого созыва в 1954 году.

В 1950 году по выборам в Совет Союза был образован 671 избирательный округ, а по выборам в Совет Национальностей – 631 избирательный округ. Всего по выборам в Верховный Совет СССР было образовано 1302 избирательных округов, не считая особых избирательных округов, образованных в воинских частях и войсковых соединениях Советской Армии и Военно-Морского Флота, находящихся за пределами СССР. Общее число депутатов Верховного Совета СССР составляло около 1300 человек . Заседания (сессии) Верховного Совета СССР проходили в Кремле, в Большом Кремлевском дворце.


На выборах в Верховный Совет СССР, состоявшихся 14 марта 1954 года, из всего числа избирателей в 120750816 человек приняло участие в голосовании на выборах депутатов Верховного Совета СССР 120727826 человек или 99,98% от общего числе избирателей. По выборам в Совет Союза за кандидатов народного блока коммунистов и беспартийных голосовало 120479249 человек, что составило 99,79% от общего числа избирателей. По выборам в Совет Национальностей за кандидатов народного блока коммунистов и беспартийных голосовало 120539860 избирателей, что составило 99,84% от общего числа избирателей. 


На протяжении всего советского периода сохранялось и использовалось право избирателей на отзыв депутата, не оправдавшего доверия большинства избирателей. Депутаты должны были регулярно отчитываться перед избирателями, прислушиваться к голосу масс, к критике снизу, реально заниматься нуждами избирателей, решением их проблем. Наказы и запросы избирателей рассматривались как приоритетные документы в работе депутатов. Право отзыва депутатов определяло их подконтрольность народу и полную зависимость депутатов от избирателей.

К сожалению, средства массовой информации редко и, как правило, не умело, не очень интересно рассказывали о работе депутатов трудящихся или позже - народных депутатов. Сами народные избранники старались не афишировать свою деятельность, не выпячивали себя, не «пиарились», как бы сказали в наши дни. Большую часть депутатов объединяло следование определенным писаным и неписаным нормам и принципам депутатской этики. Известные ученые, врачи, артисты театра и кино, другие заметные люди советского периода в качестве депутатов вели огромную кропотливую работу. Они поднимали важные общественные вопросы, добивались решения реальных жизненных проблем своих избирателей, учреждений, в которых они сами трудились, О том, как много они успевали сделать, используя свой депутатский статус, становилось зачастую известно уже после того, как эти добросовестные и честные советские люди, коммунисты и беспартийные уходили в мир иной. Советский идеологический аппарат, советская цензура почему-то не уделяли этой важной стороне функционирования советской системы должного внимания. Возможно, это было связано с тем, что среди номенклатурных партийных работников мандат депутата Совета был лишь приложением к основной, партийной должности. На выполнение депутатских обязанностей времени оставалось мало. Избирателям далеко не всегда удавалось иметь дело с настоящими слугами народа, как называли депутатов советские средства массовой информации.


Новая Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года, не внесла существенных изменений в избирательное законодательство СССР.

Как и Конституция СССР 1936 года, которую уже не называли «сталинской», новая Конституция, которую «брежневской» называли в обыденном обиходе, содержала специальную главу «Избирательная система». В частности, ст. 95 содержала перечень принципов избирательного права: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Субъектами, обладающими избирательным правом, по-прежнему являлись только граждане СССР.

Возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права при проведении выборов в Верховный Совет был снижен до 21 года.

По новой Конституции палаты Верховного Совета состояли из равного числа депутатов. Численный состав Совета Союза определялся числом депутатов Совета Национальностей, порядок формирования которого не изменился. Таким образом, если прежде стабильным было нормативное число избирателей Совета Союза – 300000 жителей, а переменным число депутатов палаты, то теперь число депутатов стало постоянным, а число избирателей менялось от выборов к выборам.

Расширился круг субъектов, имеющих право выдвижения кандидатов в депутаты. Право выдвижения кандидатов в депутаты получили:
  • организации Коммунистической партии Советского Союза;
  • профессиональные союзы;
  • Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи;
  • кооперативные и другие общественным организациям;
  • трудовые коллективы;
  • собраниям военнослужащих по воинским частям.
Получила конституционное закрепление норма об обеспечении проведения выборов в Советы избирательными комиссиями, образуемыми из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям. Таким образом, подчёркивался принцип близости Советов к народу, их непрофессионализм, участие общественности, как в выдвижении, так и в избрании депутатов.

Гражданам и общественным организациям гарантировалось свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Конституция закрепила положения о недопустимости избрания гражданина более чем в два Совета народных депутатов.

Появилась норма о наказах избирателей, однако исчезла норма об обязательной отчётности депутатов и возможности их досрочного отзыва.

В Конституцию была включена специальная глава, регламентирующая статус народного депутата.

Получил конституционное закрепление принцип исполнения депутатом своих полномочий без отрыва от производственной или служебной деятельности.

Депутат получил право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны были дать ответ на запрос на сессии Совета.

Была установлена обязанность руководителей соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки
Во всём остальном Конституция СССР 1977 года не внесла существенных изменений в советскую избирательную систему.

Как и после принятия «сталинской», так и после принятия «брежневской» общесоюзной Конституции были приняты Конституции союзных республик.


Конституция РСФСР 1978 года в части, касающейся нормативных основ организации избирательной системы, являлась зеркальным отражением Конституции СССР 1977 года, за исключением нормы о порядке формирования Верховного Совета РСФСР.
Высший орган государственной власти РСФСР по-прежнему оставался однопалатным, однако порядок его формирования претерпел те же изменения, что и порядок формирования Совета Союза по Конституции СССР 1977 года.

Верховный Совет РСФСР стал избираться по избирательным округам с равной численностью населения и состоял из 975 депутатов.

В остальном российское избирательное законодательство полностью соответствовало союзному.

В послевоенные годы выборы стали привычным явлением. Их организация носила ярко выраженный бюрократический характер. Правящая партия по-прежнему осуществляла тотальный контроль на всех этапах избрания Советов разных уровней. Такое положение дел не вызывало негативной реакции в обществе. Явка на выборы приближалась к 100 %. Абсолютное большинство населения воспринимало «выборы без выбора» (в бюллетенях на одно место предлагалась одна кандидатура) как необременительную повинность, считая, что «от нас всё равно ничто не зависит».

В 1987 году на выборах в местные Советы депутатов трудящихся граждане СССР впервые получили возможность ограниченного выбора между несколькими кандидатами. Закон «О выборах народных депутатов СССР» (1 декабря 1988) ввел в обиход важнейший принцип избирательного права – принцип состязательности кандидатов. Новый порядок выборов обеспечивал избирателю возможность выбора из нескольких кандидатур путем свободного волеизъявления.


Выводы:
  1. В 1936-1987 годах выборы в СССР (РСФСР) были всеобщими, равными, прямыми и тайными. Формально советская избирательная система обладала всеми наиболее важными признаками последовательно демократической системы выбора народных избранников.
  2. Фактически выборы, сохраняя свою легитимизирующую роль, приобрели характер формальной, ритуальной процедуры, которая ни в какой мере не влияла на характер и состав руководящих государственных органов. В выборах народных избранников не было главного – возможности выбирать из нескольких кандидатур, а не голосовать «за» или «против» кандидатур, определенных руководящими партийными органами.
  3. Участие населения в выборах превратилось в необременительную привычку, а роль института выборов была крайне незначительна. Отсутствие реальной политической конкуренции, монополия КПСС на власть при неспособности проводить своевременные реформы обусловили распространение в 60-70-х годах социальной апатии, но и накопление потенциала недоверия к закостеневшей политической системе.


  1. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принятая на ЧрезвычайномVIII съезде Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г. // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 6 декабря 1936 г. № 283.
  2. СУ РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.
  3. Ведомости Верховного Совета СССР, 1959, № 1
  4. Некоторые современные авторы высказали предположение о том, что сами по себе массовые репрессии были инициированы местными партийными руководителями, которые якобы опасались своего провала в условиях всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Именно они оказали сильнейшее давление на Сталина, предложив провести мощную кампанию запугивания и устранения любых конкурентов в борьбе за депутатские мандаты. Но многие саму эту кампанию не пережили.
  5. Эта популярная модель будет использована в ходе избирательной кампании в VII Государственную Думу осенью 2011 года.
  6. Цит. по История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. – М.: Госполитиздат, 1951. – С. 335.
  7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1898-1971). Изд. 8-е, доп. и испр. / Под. общ. ред. П.Н. Федосеева и К.У. Черненко. Т.6. (1941-1954) – М.: Политиздат, 1971. – С. 148; 302-303.
  8. Ведомости Верховного Совета СССР. 1939. № 22.
  9. Цит. по: Пантелеев И. Выборы у нас и у них. Выборы в СССР и капиталистических странах.- Свердловск, Свердловское областное издательство, 1939.- С.5-6. Правда. 1937. 12 декабря.
  10. См.: Положение о выборах в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся РСФСР.- М.: Госполитиздат, 1939.
  11. Пантелеев Ив. Выборы у нас и у них. Выборы в СССР и капиталистических странах.- Свердловск, Свердловское областное издательство, 1939.- С.13-14.
  12. В брошюре А.Я. Вышинского. Избирательный закон РСФСР. Положение о выборах в Верховный Совет РСФСР в вопросах и ответах.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1938.- 47 с. давались краткие и четки ответы на 118 вопросов. Брошюра вышла массовым тиражом.
  13. Вышинский А.Я. Избирательный закон РСФСР.-М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1938.- С.1.
  14. См.: Вышинский А.Я. Избирательный закон СССР (в вопросах и ответах).- М.: Государственное издательство юридической литературы, 1954.- С.22. Данная брошюра содержала ответы на 72 вопроса.
  15. Василенков П.Т. Избирательная система СССР…С.56.

Возврат к списку