«План государственных преобразований» М.М.Сперанского

Юрий Александрович Петров,
директор Института российской истории РАН,
 доктор исторических наук

«План государственных преобразований» М.М.Сперанского



К началу XIX века относится очередная попытка ввести в России элементы парламентаризма. После дворцового переворота 1 марта 1801 г., в результате которого император Павел I был убит, на престол вступил его старший сын Александр (1777 - 1825), любимый внук Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в их числе выписанный из Швейцарии Ф. Ц. Лагарп, человек высокообразованный, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам. В должности "главного воспитателя" он состоял при Александре 11 лет, знакомя своего воспитанника с понятиями о "естественном" равенстве людей, преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о "всеобщем благе", к которому должен стремиться правитель. Впоследствии Александр I говорил, что всем, что есть у него "хорошего", он был обязан Лагарпу.


Александр вступил на престол в 23-летнем возрасте, но уже со сложив-шимися взглядами и намерениями. В изданном 12 марта 1801 г. Манифесте он объявил, что будет управлять "Богом врученным" ему народом "по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей императрицы Екатерины Великия", тем самым подчеркнув свою приверженность политическому курсу Екатерины II.  

Однако Александр I не мог не считаться с новым "духом времени", в первую очередь с влиянием Французской революции на умы своих подданных. В первые годы царствования перед Александром I стояли задачи усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда всем европейским монархам приходилось считаться с ростом прогрессивных сил, проводить гибкую политику либеральных преобразований. В новых условиях он стремился, не меняя основного направления политики Екатерины II и Павла I на укрепление абсолютизма, найти такие способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы духу времени. Уже в самом начале своего царствования Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе его политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола.

Наиболее выдающимся государственным деятелем «дней Александро-вых прекрасного начало», как назвал это время Пушкин, был Михаил Михайлович Сперанский (1772 - 1839). Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, Сперанский, благодаря своему уму, энциклопедическим познаниям, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую карьеру. Службу он начал еще при Павле I, с 1803 г. стал директором одного из департаментов Министерства внутренних дел, а в 1808 г. назначен членом Комиссии для составления законов и товарищем министра юстиции. Все современники Сперанского отмечали, что по сравнению с ним никто не мог с таким блеском и логикой составить доклад, проект, оформить текст закона. Все важнейшие законы начиная с 1802 г. составлялись или редактировались Сперанским.

Сперанский глубоко воспринял философские идеи Века просвещения. В своих политических проектах он выступал сторонником естественноправовой теории; происхождение государства рассматривал как следствие общественного договора. В конце 1808 г. Александр поручил Сперанскому разработку плана политического преобразования России. Тот, по его свидетельству, "изучил все существующие в мире конституции" (т.е. своды основных законов государства), ежедневно встречался с императором, обсуждая с ним каждый раздел плана. 

Осенью 1809 г. проект под названием "Введение к уложению государственных законов" он представил императору. Во вводной части проекта Сперанский подчеркивал неотложность преобразований. Для предотвращения потрясений, подобных Французской революции, необходимы, указывал он, радикальные преобразования, а не поправки, ибо возможность "исправить зло частными мерами миновала". Вывод автора проекта звучал вполне определенно: «Настоящая система правления не свойственна уже более состоянию общественного духа... настало время переменить ее и основать новый вещей порядок». Но эти реформы должны не только сохранить, но и укрепить самодержавную власть царя. План Сперанского был нацелен на превращение страны в «истинную монархию» на основе октроированной конституции, которая должна быть, по его мнению, «не следствием воспаления страстей и крайности обстоятельств», а обязана своим рождением «благодетельному вдохновению верховной власти».  

Согласно хорошо ему известным принципам государственно-правовой теории Монтескье и Руссо, Сперанский в своем плане провел принцип "разделения властей" - законодательной, исполнительной (высший орган – министерства) и судебной (высший орган – Правительствующий Сенат), при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Им была разработана стройная система центральных и местных учреждений четырех степеней, основанная на принципе разделения властей. 

В частности, для законодательной деятельности предлагалось создать Государственную думу, которая должна была рассматривать законопроекты, представляемые правительством. При этом Сперанский не предполагал ввести в России всеобщие либо сословные выборы. Автор проекта считал правомерным "разделение состояний" людей с различным уровнем их гражданских и политических прав. Но в основу этого деления им положен имущественный ценз. В соответствии с этим Сперанский устанавливал такое "разделение состояний": 1) дворянство (владельцы недви-жимой собственности - земли с поселенными на ней крестьянами); 2) "среднее состояние" (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 3) "народ рабочий" (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги). Дворяне обладали всеми гражданскими и политическими правами, "среднее состояние - только гражданскими правами, но при приобретении недвижимой собственности могли получить и политические права. "Народ рабочий" не имел ни политических, ни гражданских прав.

Намеченный в плане Сперанского процесс формирования Думы включал три промежуточные этапа: сначала создавались низшие волостные думы, затем окружные и, наконец, губернские. Депутатский корпус от окружного до общеимперского уровня формировался путем делегирования депутатов из нижестоящего собрания в вышестоящее. 

Сперанский сформулировал и основной принцип нового государственного порядка: никакой новый закон не мог быть издан «без уважения Думы». Реформатор хотел так устроить «законодательное сословие», чтобы его постановления нуждались в утверждении «державной власти», но «чтоб мнения его были свободны и выражали собою мнение народное». Решение по законопроекту в Думе принимались простым большинством голосов. В то же время право самостоятельного редактирования законопроектов, а также право законодательной инициативы Думе не предоставлялось. Собрание депутатов, созываемое осенью, должно было заседать до тех пор, пока оно не рассмотрит все внесенные в Думу законопроекты. Император мог в любой момент распустить и вновь созвать Думу. 

Высшим органом, призванным объединить деятельность законодатель-ной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет. Он должен был служить связующим звеном между императором и высшими законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Ни один законопроект не мог получить силы закона, если он не прошел обсуждения в Государственном совете с последующим утверждением императором. Таким образом, система органов власти в проекте Сперанского не затрагивала прерогатив императора как самодержавного монарха, который мог прервать сессию Государственной думы, распустить ее и назначить новые выборы. Состав Сената, все министры и члены Государственного совета назначались императором.

Александр I признал проект "удовлетворительным и полезным". Сперанский составил и календарный план проведения в жизнь своего проекта (в течение 1810 - 1811 гг.). Однако проект встретил упорное сопротивление сенаторов, министров и других высших сановников, считавших его слишком радикальным и "опасным". Аристократическая элита была уязвлена и тем, что первым после императора лицом в государстве стал человек незнатного происхождения - провинциальный "попович". На него посыпались доносы c обвинениями в шпионаже в пользу Франции. Александр I, встретив сильное противодействие со стороны правящих кругов, отклонил одобренный им план Сперанского. Император был убежден в невиновности Сперанского, но принес его в жертву, чтобы погасить растущее недовольство дворянства, вызванное преобразова-тельными мерами. Система дум во главе с Государственной так и не родилась. 

Единственное, что воплотилось в жизнь из плана Сперанского, это учреждение 1 января 1810 г. Государственного совета, законосовещательного органа, который не имел права законодательной инициативы, а только обсуждал предложенные ведомствами проекты. Председателем Государственного совета являлся один из членов по назначению императора. Если император присутствовал на его заседаниях, то он занимал место председателя. В состав совета входили все министры, а также лица, назначаемые императором пожизненно из высших сановников.


При этом император мог внять мнению как большинства, так и меньшинства Государственного совета или отвергнуть то и другое, приняв собственное решение. Как законосовещательный орган Государственный совет просуществовал до 1906 г., когда с появлением Государственной думы ему были приданы права верхней законодательной палаты.

Что касается судьбы реформатора, то в марте 1812 г. Александр I распорядился отправить Сперанского в ссылку в Нижний Новгород, затем по новому доносу его сослали в Пермь. Опала вызвала бурю восторга в придворных кругах. В 1814 г. Сперанского вызвали из пермской ссылки, в 1816 г. он был назначен пензенским губернатором, а в 1819 г. сибирским генерал-губернатором, проведя на этом посту крупную административную реформу.


В 1821 г. Сперанского возвратили в Санкт-Петербург, назначили членом Государственного совета и управляющим Комиссией для составления законов. Но сломленный духовно реформатор не мог уже вернуть былого положения и провести в жизнь намеченные ранее преобразования.

Недовольство аристократической элиты либеральными проектами Спе-ранского и вообще политикой Александра I в первое десятилетие его царствования нашло выражение в составленной для царя в 1811 г. Н.М. Карамзиным «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Главный смысл «Записки» заключался в доказательстве того, что вся судьба России и ее величие зависели от могущества самодержавия: Россия "процветала", когда оно было сильно, и "падала", когда оно ослабевало. Суровой критике великий наш историк подверг политику Александра I, поскольку проводимые им новшества могут ослабить самодержавие. Карамзин протестовал против "излишней любви к государственным преобразованиям", против "изобретения разных министерств и Советов". 

Тем не менее, проект Сперанского, несмотря на то, что не был ни разработан до конца, ни реализован полностью, стал важным шагом на пути Российской империи к конституционному государству европейского типа. Спустя почти столетие идеи Сперанского активно использовались при разработке Положения о Государственной Думе в 1905 г.